Ведает биолог, агроном Михаил Воробьёв:
— Проф садоводы и огородники считают, что земледелие — это не ремесло, а наука, что зиждется на естественно-научных законах и теориях.
Когда нет роста
Один из их — закон Либиха, или по другому — закон ограничивающего фактора. Сформулирован он был ещё в 1840 г. германским учёным Юстусом фон Либихом. Звучит он довольно просто и лаконично: для организма критически значим тот фактор, который находится в наименьшем значении.
Для упрощения восприятия этого закона была выдумана образная модель — «бочка Либиха». Она представляет собой древесную бочку, доски которой (бондари называют их клёпками) имеют различную длину. Если в такую бочку налить воду, то она будет изливаться там, где доска имеет наименьшую высоту. И, сколько бы вы ни наливали дополнительно воды, уровень её не подымется выше того самого «лимитирующего фактора» — самой недлинной доски. Под уровнем воды в этой модели предполагается урожайность, а высота досок — обеспеченность факторами роста (свет, вода, питательные вещества и т. п.).
В 1913 г. учение Либиха было дополнено Эрнестом Шелфордом, который узнал, что лимитирующим фактором может быть как малое, так и избыточное количество фактора роста.
Все эти научные изыскания при их некой заумности крайне важны для получения высочайшего урожая. Впрочем, многие огородники чисто интуитивно следуют советам, которые обусловлены законом Либиха.
Итак, перечислю главные факторы роста, значения которых напрямую отражаются на количестве и качестве урожая.
Свет
Бывалые огородники относятся к этому фактору совершенно точно: свет, свет, свет и ещё раз свет. Благодаря энергии фотонов света, которые попадают на лист, зеленоватый пигмент хлорофилл соединяет молекулы воды и углекислого газа в молекулу сахара. Из него методом полимеризации образуется крахмал, который откладывается про припас, например в клубнях картофеля либо семенах пшеницы. Дальнейшая полимеризация сахаров приводит к образованию целлюлозы. Это строительный материал и для стеблей травянистых растений, и для стволов древесных культур. Другими словами, свет — это то самое горючее, на котором работает растительный организм. Не будет света — растение зачахнет, так же как заглохнет автомобиль, работающий на солнечных батареях.
Когда света нет, то это понятно: расти ничего не будет. Но сколько же необходимо света, чтобы получить хороший урожай? Для каждой культуры наилучшее значение своё. Однако применительно к условиям центральных и северных областей Рф огородники придерживаются простого правила: света много не бывает. Потому выбирают для выращивания рассады самые светлые подоконники, а для овощных грядок и посадок плодовых культур — места, на которые не отбрасывают тень деревья либо строения. Типичный пример недостатка света: на окне не цветёт герань, ягоды клубники фактически несладкие, пестролистные растения теряют яркую декоративную расцветку и становятся зеленоватыми.
Но для света справедливо и дополнение Шелфорда: очень много света — это время от времени тоже плохо. Например, если комнатные растения либо рассаду выращивали в домашних критериях, а потом резко перенесли их в сад на открытый воздух, то неминуемы солнечные ожоги, которые приведут к замедлению роста, а в отдельных случаях и к смерти растения. Именно поэтому при перенесении растений в сад всегда советуют приучать их к солнечному свету равномерно.
Вода
Без воды жизнь растений невозможна. Во‑первых, вода — это строительный материал растений (из молекул которой образуются сахара, крахмал и целлюлоза), а во‑вторых, минеральные вещества, которые корешки забирают из почвы, могут впитываться только в растворённом виде. Но опять-таки если не достаточно воды, то растение страдает от засухи, но если воды очень много — растение будет мучиться от её избытка. Корням тоже нужен кислород для дыхания, и если его нет — все пустоты заполнены водой, — то они в прямом смысле задыхаются и отмирают. Не считая того, если переувлажнение длительное, то происходит процесс оглеения земли — железо и магний перебегают в недоступные для растений соединения, гумусовый слой разрушается, теряя свои злачные свойства. Именно поэтому в саду важны как система полива, так и дренажная система, которая отводит лишнюю воду весной, во время таяния снега, и летом, во время обильных дождиков.
«Бочка Либиха» – модель закона минимума деяния факторов жизни растений. Рисунок АиФ
Теплота
Выражаясь языком физиков, это скорость движения молекул. Чем выше температура, тем больше скорость. От скорости движения молекул впрямую зависит и скорость химических и физических реакций. Вспомните, к примеру, что сахар быстрее растворяется именно в жаркой воде. Если растению тепла едва хватает, то оно замирает в росте и развитии. Понижение уровня тепла ниже критических значений приводит к смерти растения. Оптимальная температура для роста большинства садовых культур — 25—28°C. Но если она и далее будет повышаться, то растения опять-таки остановятся в росте. Такое состояние животрепещуще для обитателей жарких пустынь и именуется стагнацией. В этот период растения не вырастают, а терпеливо пережидают, когда горячий сезон сменится сезоном дождей. Дальнейшее увеличение количества тепла крайне нежелательно — в тканях растения начнётся процесс денатурации (разрушения) белков, который приводит к смерти организма.
Испортишь маслом
В данном случае для садоводов закон Либиха понятен, а вот дополняющее его правило Шелфорда нередко игнорируется и заменяется поговоркой: «Кашу маслом не испортишь». Ещё как испортишь! Беря во внимание, что растение питается только растворёнными минеральными солями, то удобрения — это совсем не масло, а соль, при этом в самом буквальном виде. А уж пересоленная каша совершенно никуда не годится. Так же как будет плох тот сбор, который получен при избыточном удобрении. Излишек азотных удобрений, например, приводит к образованию огромного количества побегов и листьев, понижает зимостойкость многолетников. Слишком большое внесение соединений фосфора приводит к опадению листьев. Излишек калия задерживает рост и перекрывает впитывание соединений азота.
Но в то же время вспоминаем про «бочку Либиха», если в почве не хватает, к примеру, соединений магния, то его недостаток будет тем самым ограничивающим фактором роста, и никакие всеохватывающие азотно-фосфорно-калийные удобрения не смогут его восполнить.
По сущности, вся деятельность садовода заключается в поиске той несчастной «самой короткой доски» в «бочке Либиха», которая сдерживает получение высочайшего урожая. А по большенному счёту, задача садовода — сделать эти доски очень высокими, чтобы и урожай был очень высоким.
Оставить
комментарий (0)
Источник: aif.ru